понедельник, 23 мая 2016 г.

Прототип Мелехова

     Как утверждал Михаил Шолохов - автор романа-эпопеи «Тихий Дон», его любимым героем в книге являлся Григорий Мелехов. Образ данного героя, его судьба и даже внешность были списаны с реального человека – Харлампия Васильевича Ермакова.

     С прототипом главного героя своего романа Шолохов был знаком лично, они нередко встречались и беседовали в 1926 году, когда писатель собирал материалы для своего произведения. Автор приезжал в станицу Вешенская, и они с Ермаковым долгими  ночами разговаривали, курили и спорили. В одном из архивов хранится письмо, в котором писатель обращается к Ермакову с просьбой встретиться. Шолохова тогда очень интересовали события 1919 года, связанные с судьбой донских казаков во время Вешенского восстания.

     Не случайно автор обратился именно к Харлампию Ермакову. Судьба этого легендарного человека была непростой. Он родился на хуторе Антипов Вешенской станицы, сейчас это Ростовская область. Вырос в обычной казачьей семье, закончил местную церковно-приходскую школу. Детство и юность Ермакова не отличались чем-то особенным, прошли как у большинства его земляков. 
Харла́мпий Васи́льевич Ермако́в (7 февраля 1891, хутор Антипов станицы Вёшенской Области Войска Донского (ныне Шолоховского района Ростовской области) — 17 июня 1927, Миллерово Северо-Кавказского края (ныне Ростовская область) — участник Гражданской войны, один из прототипов Григория Мелехова в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон».
Родился на хуторе Антипове станицы Вёшенской Области Войска Донского, в семье донского казака. В возрасте двух лет был отдан на воспитание в семью родственников Архипа Герасимовича и Екатерины Ивановны Солдатовых, живших на хуторе Базки той же станицы. Причиной такого решения была утрата его отцом трудоспособности из-за потери кисти правой руки. Образование получил в Вёшенской двухклассной приходской школе. В возрасте 19 лет женился на казачке Прасковье Ильиничне. В 1911 году у них родилась дочь Пелагея, и в 1913-ом сын Иосиф.
        В январе 1913 года был призван на действительную службу в Донской 12-й казачий полк. 25 апреля 1914 года окончил учебную команду и был назначен взводным урядником. С началом Первой мировой войны оказывается на Юго-Западном фронте, где воюет до осени 1916 года. Затем попадает на Румынский фронт. За 2,5 года войны был награждён четырьмя Георгиевскими крестами и четырьмя Георгиевскими медалями. Дважды был ранен. Первый раз — 21 сентября 1915 года под Ковелем; и до 26 ноября лечился в госпитале города Сарны. 20 ноября 1916-го был ранен в Румынии, в бою за высоту 1467. После этого ранения был направлен на лечение в Ростовский госпиталь. По излечении, 25 января 1917 года, получил двухмесячный отпуск для поправления здоровья и возвратился в родной хутор. Затем — в связи с истечением четырёхлетнего срока действительной службы — получает трёхмесячный «льготный» отпуск.
      В мае 1917 года земляки избирают Харлампия Ермакова (к этому времени он имел звание урядника) депутатом от Вёшенской станицы на Большой Войсковой Круг, избравший атамана Каледина. В июне был вновь мобилизован в армию, во 2-й Донской казачий запасной полк, располагавшийся в станице Каменской. От своего полка он избирается в Областной военный комитет — орган самоуправления воинских частей, образованный 14 июля 1917 г. на областном съезде представителей пехотных и казачьих частей в Новочеркасске. Летом заканчивает общеобразовательные курсы при Новочеркасском юнкерском училище.
   С началом Гражданской войны на Дону поддержал Донской Военно-революционный комитет во главе с Ф. Подтёлковым и Н. М. Голубевым. Воевал против отряда Чернецова, под станцией Лихая был ранен и в конце января 1918 года снова вернулся домой. На Дону устанавливается Советская власть, и Ермакова избирают председателем Вёшенского станичного Совета. Эту должность он занимает до начала антибольшевисткого восстания в Верхне-Донском округе, произошедшего 16-20 апреля. Позднее донская печать называла его одним из огранизаторов переворота. За участие в этом восстании он получает звание подхорунжего. С восстановлением атаманского правления Х. Ермаков избирается атаманом Вёшенской станицы. Однако, служба у красных вызывает к нему недоверие — и на состоявшемся 14 мая станичном сборе его переизбирают вторым помощником атамана.
      Летом и осенью 1918 года Х. Ермаков в должности командира взвода 1-го Вёшенского полка Донской армии воюет против Красной армии на Царицынском и Балашовском направлениях. Когда в конце декабря, уставшие от войны и распропагандированные красными, казаки бросили фронт, он вернулся домой. Месяц спустя, исполняя предписания циркулярного письма Оргбюро ЦК РКП(б) «о расказачивании» от 24 января 1919 года, Красная армия начала террор на Верхнем Дону. 25 февраля с. ст. вспыхнуло восстание в станице Казанской. 26 февраля восставшими была освобождена Мигулинская, а 27-го — Вёшенская станицы. В тот же день хорунжий Х. Ермаков начинает формирование повстанческого отряда правобережных хуторов. Два дня спустя отряд Ермакова выступает на станицу Каргинскую, где разбивает карательный отряд Лихачева и захватывает артиллерийские склады красных. 5 марта старики хутора Базки вручают ему командование Базковской сотней. Ещё несколько дней спустя командующий повстанческими войсками П. Кудинов назначает его командиром 1-й Верхне-Донской дивизии вместо есаула Алфёрова. 3 месяца дивизия Ермакова успешно сражается на южном участке повстанческого фронта против частей 9-й армии Южного фронта РККА, наступавшей на Новочеркасск. В мае, под давлением новых подкреплений противника, повстанцы отступают на левый берег Дона. Но уже через день группа генерала Секретева прорывает красный фронт и соединяется с повстанческой армией. Красная армия оставляет Верхне-Донской округ.
     После соединения с Донской армией повстанческая армия постепенно расформировывается, повстанческих командиров сменяют кадровые офицеры Донской армии. Х. Ермаков остаётся на прежней должности дольше других. Он командует 1-й Верхне-Донской дивизией (переименованной в 1-ю Верхне-Донскую бригаду) до 1 (14) июля. В этот день бригада Ермакова вливается в 5-ю конную бригаду. Сам Ермаков получает должность командира сотни 20-го Вёшенского полка. Некоторое время спустя Х. Ермаков назначается офицером для поручений в штабе группы Семилетова. В августе он получает ранение под станицей Филоновской. В октябре, по возвращении из госпиталя, назначается помощником командира полка по хозяйственной части. В декабре атаманом А. Богаевским производится в сотники, в январе — в подъесаулы, в феврале — в есаулы, и переводится на должность помощника командира полка по строевой части.
     В конце февраля Донская армия отступила на Кубань. 3 марта с. ст., под станицей Георгие-Афипской, Х. Ермаков вместе со своей частью сдался в плен красно-зелёным, а 15 марта перешёл в Красную армию. Получил под своё командование 3-й отдельный кав. полк 1-й Конной армии, сформированный из перешедших в Красную армию казаков. Командовал им на Польском фронте. Затем был назначен командиром 82-го полка и направлен на Врангелевский фронт. После взятия Крыма Ермакова направляют на Дон для борьбы с «бандами» Махно, Попова и Андреянова. В середине 1921 года назначают начальником школы «краскомов» 14-й кав. дивизии в Майкопе. Был награждён шашкой и именными часами. М. А. Шолохов писал в 1974 году литературоведу К. И. Прийме:
     В январе 1923 года Х. Ермаков был уволен из армии в бессрочный отпуск «как бывший белый». Месяц спустя вернулся домой. А уже 23 февраля 1923 года был арестован органами ГПУ. Ермакова обвинили в организации Вёшенского восстания в 1919 году по статье 58 УПК. Следствие длилось почти полтора года, однако, доказать его виновность не смогло: большинство свидетелей показали на следствии, что Ермаков был насильственно мобилизован в повстанческую армию П. Кудиновым и другими вождями восстания; вспомнили, как он спасал пленных красноармейцев от расстрела. Станичники составили коллективное ходатайство в его защиту. Благодаря этому 19 июля 1924 года Х. Ермаков был освобождён под поручительство. Следствие длилось ещё 10 месяцев, и, может быть, продолжилось бы дольше, но в апреле состоялся пленум ЦК РКП(б), принявший решение о частичной реабилитации казачества. В результате, 15 мая 1925 года выездная сессия Северо-Кавказского суда в г. Миллерово определила прекратить дело «по целесообразности».
     После освобождения Ермаков служит в станичном Совете и кооперации. В эти годы часто бывает в гостях у живших в Каргинской родителей М. А. Шолохова, который заводит с ним знакомство. В последнем следственном деле Ермакова сохранилось письмо к нему Шолохова от 6 апреля 1926 года, в котором молодой писатель просит сообщить ему некоторые сведения о Верхне-Донском восстании 1919 года. Впоследствии многие детали биографии Х. Ермакова были использованы Шолоховым для биографии Григория Мелехова.
20 января 1927 года Ермаков снова был арестован. На этот раз следствие нашло свидетелей, утверждавших, что он добровольно принял командование восставшими, лично участвовал в расстреле красноармейцев, и что в настоящее время ведёт антисоветскую агитацию. 6 июня 1927 года судебная коллегия ОГПУ, рассмотрев дело во внесудебном порядке по статьям 58/11 и 58/18 УК, постановила: Ермакова Харлампия Васильевича «расстрелять». 17 июня приговор был приведён в исполнение.

Памяти поэта

«Звенела песня казака…» Памяти Николая Туроверова, офицера, казака и донского поэта 
23 сентября 1972 года умер Николай Туроверов, офицер, казак и донской поэт.
В эмигрантском Париже донской казак со своими щемящими душу стихами о покинутой Отчизне был чрезвычайно популярен. Он был тем, кем были для своих современников Есенин и Высоцкий — настоящим народным поэтом…
«Казачий Есенин»
Ровно десять лет назад страна увидела цикл документальных фильмов, снятых известным российским режиссером Никитой Михалковым под общим названием «Русские без России». В каждом из них — портреты самых знаковых персон «белого движения» — Врангеля, Деникина, Колчака. Любопытно, что одна из серий о судьбах эмигрантов «первой войны» почти полностью посвящена судьбе еще одного нашего соотечественника — донского казака и поэта Николая Туроверова.
Имя этого человека многие десятилетия оставалось в забвении. После выхода на экран фильма Михалкова о нем заговорила вся страна. Тем не менее стихи Николая Туроверова так же, как и стихи самого Сергея Есенина, тайно переписывались от руки. А сами казаки — главные почитатели таланта Туроверова — по сей день оспаривают достоверность его пребывания в той или иной станице.
Родился он в 1899-м — в один год с Владимиром Набоковым и Борхесом. Семнадцати лет от роду был зачислен в лейб-гвардии Атаманский полк, с которым в боях прошел всю Первую мировую войну.
После войны вернулся на родной Дон, встал на сторону Белого движения. И снова война — Гражданская, четырежды был ранен. А дальше его судьба напоминает судьбы тысяч русских казаков и офицеров, вывезенных из Крыма: лагерь на острове Лемнос, Сербия, где он трудился лесорубом и мукомолом, затем Франция. С 1922 года и до самой смерти (1972 год) он прожил в Париже, где в течение 40 лет служил в столичном банке. В столице Франции донской казак по ночам разгружал вагоны, а днем, сменив нагайку на перо, посещал лекции в Сорбонне.
Первый сборник его стихов увидел свет лишь в 1928 году. Во время Второй мировой войны Туроверов сражался в рядах французского Иностранного легиона, которому он потом посвятит стихотворный цикл «Легион».
После возвращения в Париж продолжает активно участвовать в жизни белоэмигрантов-казаков. К чести истинного казака создал музей лейб-гвардии Атаманского полка и даже «Кружок казаков-литераторов», возглавил казачий союз и стал одним из основателей журнала «Родимый Край».
Как и всякий настоящий поэт, он, несомненно, знал о своей высокой миссии:
Мне сам Господь налил чернила
И приказал стихи писать.
Я славил все, что сердцу мило,
Я не боялся умирать…
Стихи Николая Туроверова высоко ценил Иван Бунин…
Интересно, что про вышедшую книгу Николая Туроверова уральские казаки тут же сказали свое «Любо!» А полюбилась она по многими причинам. Издатели позаботились не только о внешней красоте и живописных иллюстрациях, но даже и о таком качестве книги, как удобство чтения и ношения ее с собой. Для этого был выбран формат почти миниатюрного издания: такую книжицу легко можно положить в карман казачьей шинели. Но главное — это, конечно, сами стихи, светлые, чистые, пронзительные…
Составитель книги Ирина Овчинникова отмечает, что предназначена она для работы с кадетами, воспитанниками военно-патриотических клубов, казачьей молодежью для воспитания в них чувства родины — малой и великой. Колоритные и звучные стихи отлично ложатся на детский слух, развивая в юных душах чувство прекрасного. Потомки славного казачества обязательно найдут в стихах Николая Туроверова то бесконечно родное и мудрое, что всегда отличало наших героических дедов и прадедов.
Гайнуллин Марат Шавкатович

Казак 
Ты такой ли, как и прежде, богомольный
В чужедальней басурманской стороне?
Так ли дышишь весело и вольно,
Как дышал когда-то на войне?

Не боишься голода и стужи,
Дружишь с нищетою золотой,
С каждым человеком дружишь,
Оказавшимся поблизости с тобой.

Отдаешь последнюю рубаху,
Крест нательный даришь бедняку,
Не колеблясь, не жалея — смаху,
Как и подобает казаку.

Так ли ты пируешь до рассвета,
И в любви такой же озорной,
Разорительный, разбойный, но при этом
Нераздельный, целомудренно скупой.

Николай Туроверов

среда, 18 мая 2016 г.

Ермак - покоритель Сибири



Заповеди казачьи

Казачьи заповеди
  1. Казаком нужно родиться!
  2. Казаком нужно стать!
  3. Казаком нужно быть!
  4. Никогда не гордись казачеством!
  5. Никогда не считай сына другого народа ниже или глупее себя.
  6. Будь равно добр и открыт со всеми. Помни, по тебе судят о казачестве!
  7. Храни достоинство, но не гордись!
  8. Служи Господу через служение народу своему!
  9. Помни: Душа твоя принадлежит только Богу, Жизнь - народу, Честь - никому!
  10. Пуще всех благ и самой жизни ставь казачью волю!
  11. Помни: воля - не своеволие, лихость - не разбой, а доблесть - не жестокость!
  12. Храбрые - всегда добрые, потому как они сильные!
  13. Не мсти! Оставляй врага своего на суд Божий, и станет он скор и справедлив!
  14. Будь свободен душою, но страсти держи в оковах, да не овладеют они сердцем твоим, да не ввергнут в пучину беззакония!
  15. Никогда не воюй со слабейшим! Сразив врага, будь милостив!
  16. Слава тебе - Господи, что мы - казаки!

вторник, 17 мая 2016 г.

Казаки на Дальнем Востоке

Формирование дальневосточного казачества.
Уссурийский казак

Первые казаки-землепроходцы проникли в Приамурье еще в середине XVII века. Осваивая новые земли, они возводили крепости, остроги: Албазинский (1651), Ачанский (1652), Комарский (1654) и др. В 80-х годах XVII столетия Албазинский уезд уже снабжал хлебом Забайкалье и другие части Восточной Сибири. Закрепление русских в Приамурском крае не устраивало претендовавшее на эти земли правительство Китая. Агрессивная политика и военные действия с китайской стороны привели к тому, что российские подданные были вынуждены оставить этот край. Вновь вопрос о возвращении Приамурья встал в середине XIX века. Над дальневосточными рубежами нависла реальная опасность англо-французской экспансии. Появилась объективная необходимость укрепиться в Приамурье и окончательно присоединить эти земли к Российскому государству. Для решения этой важнейшей задачи была использована традиционная движущая сила российской территориальной колонизации — казачество. На новой границе с Китаем создаются Амурское (1858) и Уссурийское (1889) казачьи войска.
Первоначально на берега Амура и Уссури было организовано переселение казаков из Забайкальского войска и штрафованных нижних чинов из гарнизонных батальонов внутренней стражи, расквартированных в европейской части страны. Сначала переселение планировали организовывать на добровольной основе, но так как охотников оказалось мало, к переселению стали назначать. Атмосферу, царившую в забайкальских станицах в тот период, хорошо передают дневниковые записки П. В. Белокопытова: «Народ волнуется. Во всех местах говорят об Амуре. Некоторые довольны назначением... были будто бы веселы и передавали друг другу разные рассказы об Амуре как земном рае. ...Но большая часть унылы и плачут... Нас переселяют невольно в страну, нам совершенно не известную». В 1855—1862 гг. прибыло 16,4 тыс. казаков-забайкальцев и «штрафованных» казаков (проштрафившихся нижних чинов из внутренних губерний страны), которые основали здесь 96 станиц и поселков, в том числе 29 — на реке Уссури. Первоначально уссурийское казачье население подчинялось губернатору Амурской области (в военном и хозяйственном отношении) и губернатору Приморской области (в вопросах гражданского управления).
Уссурийские казаки. Кон.XIX века.
Трудно было казакам оставлять нажитое и отправляться в неизвестный край. Современники оставили множество свидетельств о тяготах, выпавших на долю казаков-переселенцев как во время сплавов по Амуру, так и о трудностях водворения на новом месте. Большая часть переселенцев впервые оказалась на воде, многие не умели управлять плотами-паромами. По мнению казаков, нечистая сила устраивала им уловы и омуты, крутила паромы. А знакомые способы защиты от нее оказывались малоэффективными (к примеру, опустить в воду нож). Встреченный переселенцами пароход женщины называли матушкой, походной церковью, «ограждая себя крестом».
Казачья семья Атлановых. Приморье. Начало ХХ в.
Казаки были первыми русскими людьми, с которыми столкнулось коренное население. О встрече с первыми русскими они вспоминали так: «Нам запах русских казался противной. Глаза большие. Мы, гольды, от встречи с русскими убегали и прятались». Не менее были шокированы встречей с ороченами и сплавлявшиеся по Амуру забайкальцы: «При впадении Аргуни в Амур впервые увидели люди едут на звере, ехали орочене на оленях».
Все решения по устройству жизни на новом месте принимались с согласия казачьей администрации. Казаков селили на пограничной линии станицами и хуторами на расстоянии в среднем 25 — 40 верст одна от другой. Порядок заселения определялся необходимостью охраны новой государственной границы. Мнения казаков никто не спрашивал, права выбора у них не было, военное ведомство регламентировало буквально все: военную службу, хозяйственную деятельность и вообще весь быт. Например, кастрюли проверял верховой, изучая казачий рацион, а женщины-казачки за нарушение распоряжений начальства могли быть наказаны традиционным казачьим способом — ударами плетью.
Казаки станицы Бикинской Уссурийского казачьего войска, 1914 г.
Казачья семья п. Манакино
С 1895 года на далекую окраину начинают переселять казаков из европейской части страны. Цель этих переселений заключалась в обеспечении охраны территории вдоль строившегося полотна железной дороги и в общем увеличении численности казачества Дальнего Востока. Это переселение продолжалось до конца ХIХ в. и в первые годы ХХ в. Прибывающие в новый край казаки-донцы, оренбуржцы, кубанцы, уральцы, терцы находились в более выгодных условиях, чем казаки-забайкальцы первого этапа заселения. Многие из них прибывали в край по вызову ходоков, места для жительства выбирали сами, им дозволено было переходить с места на место в случае, если их что-то не удовлетворяло.
Уссурийские казаки, участники Русско-японской войны 1904-1905 гг.
Амурские и уссурийские казаки — это своеобразная локальная этнографическая группа восточнославянских народов (русские, украинцы). Основу их самобытной культуры составляют именно славянские традиции, но особенности жизни служилого сословия в суровых условиях приграничья в новом краю, постоянные контакты с представителями разных народов сформировали совершенно новый, неповторимый вариант казачьей культуры Дальнего Востока. Его уникальность проявляется в элементах и материальной, и духовной культуры.

9 мая

Очень хорошо показали себя казаки и в Великой Отечественной войне. В это самое суровое и тяжелое время для страны казачество забыло прошлые обиды, и вместе со всем советским народом поднялось на защиту своей Родины. С честью прошли до конца войны, участвуя в крупнейших операциях, 4-ый Кубанский, 5-ый Донской добровольческие казачьи корпуса. 9-я пластунская краснознаменная Краснодарская дивизия, десятки стрелковых и кавалерийских дивизий сформированных в начале войны из казаков Дона, Кубани, Терека, Ставрополья, Оренбуржья, Урала, Семиречья, Забайкалья и Дальнего Востока. Гвардейские казачьи соединения часто выполняли очень важную задачу – в то время как механизированные соединения формировали внутреннее кольцо многочисленных «котлов», казаки в составе конно-механизированных групп вырывались на оперативный простор, нарушали работу коммуникаций противника и создавали внешнее кольцо окружения, препятствуя деблокированию вражеских войск. Кроме казачьих частей воссозданных при Сталине, было множество казаков среди известных людей во время ВОВ, которые воевали не в «фирменных» казачьих кавалерийских или пластунских частях, а во всей советской армии или отличились в военном производстве. Например: танковый ас №1, Герой Советского Союза Д.Ф. Лавриненко — кубанский казак, уроженец станицы Бесстрашной; генерал-лейтенант инженерных войск, Герой Советского Союза Д.М. Карбышев — родовой уральский казак, уроженец Омска; командующий Северным флотом адмирал А.А. Головко — терский казак, уроженец станицы Прохладной; конструктор-оружейник Ф.В. Токарев — донской казак, уроженец станицы Егорлыкской Области Войска Донского; командующий Брянским и 2-м Прибалтийским фронтом, генерал армии, Герой СССР М.М. Попов — донской казак, уроженец станицы Усть-Медведицкой Области Войска Донского, командир эскадрона гвардии капитан К.И. Недору́бов — Герой Советского Союза и полный Георгиевский кавалер, а также множество других казаков...
"Творческая группа от А до Я"



Казаки г.Амурска также приняли участие в праздновании 9 мая на Комсомольской площади.

Караул Воинской Славы

Караул Воинской Славы



9 мая 2016 г. у памятника «Слава Защитникам Отечества» был выставлен Караул Воинской Славы, который традиционно несут воспитанники Детско-юношеского объединения казачьих кадет  «В.И.Т.А.». Несение Почетного Караула Воинской Славы - символ памяти жителей города Амурска о героях, павших в боях за освобождение нашей Родины, символ признательности нынешнего и будущего поколений - поколению, спасшему нашу Родину и народ от порабощения.
Одними из приоритетных задач объединения являются: шефство над военно-историческим памятником г. Амурска «Слава Защитникам Отечества» и несение Караула Воинской Славы при нем.
Объединение состоит из двух подразделений: младшее, куда входят кадеты МБОУ НОШ№ 7 и сводный казачий кадетский отряд (дети из разных школ и интерната г. Амурска).
Руководителем объединения является С.А.Супонин, родовой казак, сотник Уссурийского казачьего войска.

В Карауле задействованы только лучшие кадеты, это - одна из форм поощрения.
В период подготовки к несению службы на Посту № 1 у памятника «Слава защитникам Отечества»  в МБОУ НОШ №7 г. Амурска активизируется работа по героико-патриотическому воспитанию  учащихся, проводится Неделя боевой Славы во всех классах общеобразовательных учреждений. Она включает в себя:
- уроки мужества;
- изучение истории казачества;
- изучение истории Поста № 1 у памятника «Слава защитникам Отечества»   и других памятников г. Амурска;
- встречи с участниками Великой Отечественной войны;
- участие личного состава Караула Воинской Славы в торжествах в дни государственных праздников.
Итоги Недели боевой Славы и несения службы в Карауле Воинской Славы отражаются наглядно. По окончании несения службы в Мемориальную книгу вносится памятная запись от имени образовательного учреждения.