воскресенье, 20 ноября 2016 г.
суббота, 19 ноября 2016 г.
КАЗАЧИЙ ПРИВАЛ
В октябре 2016 года, пока не наступили
холода, члены Амурского станичного казачьего общества «Станица Орловская» со
своими семьями организовали для своих детей выезд на отдых за город. Мероприятие
назвали «Казачий привал». Вначале станичники тренировались в стрельбе из пневматического
оружия, рубке лозы шашкой, работе кубанской нагайкой на
точность. А после
развлечений на свежем воздухе, взрослые и дети с удовольствием попробовали
настоящий казачий кулеш приготовленный на костре.
понедельник, 24 октября 2016 г.
суббота, 15 октября 2016 г.
Районные соревнования
Любо казачатам!!!
09.10.2016 в г. Амурске состоялись районные
соревнования «Лучший казачий кадетский взвод Амурского района 2016 г.» на Кубок
Атамана Амурского Станичного Казачьего Общества (сокращенно АСКО) «СтаницаОрловская».
За победу боролись пять
казачьих команд – юные представители детско-юношеского объединения казачьих
кадет «В.И.Т.А» , 2-й и 3-й взводы кадет МБОУ НОШ № 7 г. Амурска, воспитанники КГКСКОУ СКШИ (школа-интернат) г. Амурска и сводный отряд детей из казачьих
семей. Каждая команда включала в себя 10 кадет. Таким образом, общее количество
участников составило 50 человек. Организацию и финансирование соревнований взяло
на себя АСКО «Станица Орловская». Одним
из условий участия в соревнованиях было официальное
сотрудничество кадетских взводов с казачьими обществами, внесенными в единый государственный
реестр юридических лиц.
Соревнования включали в себя: военизированную эстафету,
выполнение нормативов по неполной разборке автомата Калашникова и пистолета
Макарова, стрельбу из пневматического пистолета и винтовки, работу кубанской
нагайкой на точность, метание гранат и, для старших участников, рубку лозы
казачьей шашкой.
Сбор был назначен на территории МБОУ НОШ № 7. К месту
проведения соревнований выдвигались походной колонной повзводно с развернутыми
знаменами.
На месте проведения соревнований казачат поприветствовали
Атаман АСКО «Станица Орловская» А.А.Сорокин и товарищ (первый заместитель)
Атамана С.А.Супонин. Они поздравили ребят с первыми соревнованиями такого
уровня и пожелали успехов в борьбе за победу.
Дети соревновались с увлечением! Большую роль играл
тот факт, что на соревнованиях в качестве болельщиков присутствовали родители
кадет. Детям хотелось не только показать свои умения, но и заслужить одобрение
взрослых. Это и есть проявление замечательной казачьей традиции - преемственности
поколений, любви и безмерного уважения детьми своих родителей!
В соревнованиях были разыграны 4 комплекта медалей на
личное первенство. Кубок Атамана АСКО
«Станица Орловская» был приготовлен для взвода, набравшего наибольшее
количество призовых очков. Результаты удивили многих! Дело в том, что возраст участников
очень сильно различался. Кадеты МБОУ НОШ № 7 были в младшей подгруппе, но
именно 2-й взвод, самый младший из всех (8-9 лет) занял первое место и унес с
собой Кубок Атамана и большую часть медалей! Детям так же были вручены дипломы
и сертификаты участника соревнований.
Атаман АСКО «Станица Орловская»
А.А.Сорокин: «Хочу выразить надежду, что соревнования такого уровня станут
регулярными. Я уверен что, участвуя в них, дети раскроют свой потенциал, почувствуют интерес к
казачьей воинской культуре, станут настоящими казачатами. Такие соревнования
должны стать ступенькой к более высокому уровню – краевому».
Казачата
настолько отличились в соревнованиях, так целеустремленно шли к победе, что
удостоились высшей похвалы казаков: «ЛЮБО». Любо казачатам!!!
Начальник Отдела по работе с казачьими кадетами АСКО
«Станица Орловская» С.А.Супонин.
пятница, 14 октября 2016 г.
МБОУ НОШ № 7
Общее
родительское собрание в МБОУ НОШ № 7.
7 октября 2016 года в МБОУ НОШ № 7 прошло общее родительское собрание по теме «Совместная деятельность
семьи и школы в воспитании ребенка».
С докладом «Казачий компонент в кадетском
образовании, как традиционное воспитание патриотизма у подрастающего поколения»
выступил начальник Отдела по работе с казачьими кадетами АСКО «СтаницаОрловская» С.А.Супонин.
суббота, 1 октября 2016 г.
Традиции и обычаи казаков
Традиции и обычаи казаков
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает
традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно
выветривались и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики,
родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные
казачьи законы.
Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и
гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он
весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной
стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти,
старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они
философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о
неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании
морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей.
Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их
восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не
завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи
девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и и
вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру
православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние
от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то
можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.
Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними,
соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой
необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось
всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни
появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и
культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой
старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные
казачьи домашние законы:
1. Уважительное
отношение к старшим.
2. Безмерное
почитание гостя.
3. Уважение к
женщине (матери, сестре, жене).
Казак и родители
Отношение к старикам
Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков.
Отдавая дань уважения к прожитым годам,
перенесенным невзгодам, казачьей доли, наступающей немочи и неспособности
постоять за себя – казаки при этом всегда помнили слова священного Писания:
«Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего – Я
Господь Бог ваш».
Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде
всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи и
требовать соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны
были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы
- снять шапку и поклониться).
В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать
без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться.
Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось
испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший.
Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего.
Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу.
Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не
прекословить.
Слова старшего являлись для младшего обязательными.
При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно
испрашивалось мнение старшего.
При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего)
являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.
Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему являлось внутренней
потребностью на Кубани даже в обращении редко можно услышать – «дед», «старый»
и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки».
Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в
отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых
волос младшие братья и сестры величали няней, нянькой, так как она заменяла им
занятую домашней работой мать.
Отношение к женщине
Уважительное
отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки,
честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство
мужчины.
В семейном быту
взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианского учения
(священного писания). «Не муж для жены, а жена для мужа». «Да убоится жена
мужа». При этом придерживались вековых устоев – мужчина не должен вмешиваться в
женские дела, женщина – в мужские. Обязанности были строго регламентированы
самой жизнью. Кто и что в семье должен делать – четко разделено. Считалось за
позор, если мужчина занимался женскими делами. Строго придерживались правила:
никто не имеет права вмешиваться в семейные дела.
Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и
защищать ее – ибо женщина – будущее твоего народа. Характерный пример защиты
женщины описан в повести казачьего писателя Гария Немченко.
В 1914 году,
утром по станице Отрадной проскакал казак с красным флагом, оповещая войну. К
вечеру Хоперский полк уже двигался в походной колонне к месту сбора. Вместе с
полком, естественно, ехали провожающие – старики и женщины. Одна из
женщин управляла лошадью, запряженную в бричку, и проехала одной стороной колес
по помещичьему полю. Один из офицеров, известный на весь полк по фамилии
Эрдели, подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью. Из колонны выехал
казак и срубил его.
Такие были
казаки, так свято чтили свои обычаи.
Обычай не
допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения
вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял
прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман.
В казачьем обществе
женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами
мужчины не было необходимости. Практически в прошлом ведение домашнего
хозяйства лежало на матери-казачке. Казак большую часть жизни проводил на
службе, в боях, походах, на кордоне и пребывание его в семье, станице было
кратковременным. Однако, главенствующая роль как в семье, так и в
казачьем обществе принадлежало мужчине, на котором лежала главная обязанность
материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка
казачьего быта.
Слово хозяина
семьи было непререкаемо для всех его членов и примером в этом являлась жена
казака – мать его детей.
Заботу о
воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все
взрослое население хутора, станицы. За непристойное поведение подростка
взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши», а
то и «угостить» легкой оплеухой, сообщить о случившемся родителям,
которые незамедлительно «добавят».
Родители удерживались
от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак
почитания его родителей, было только по имени и отчеству, как отец и мать мужа
(свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа
являлись Богоданными родителями.
Женщина-казачка к
незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков
считалось оскорбительным.
Женщина-казачка
считала для себя за великий грех и позор появиться на людях (обществе) с
непокрытой головой, носить мужской тип одежды и стричь волосы. На людях, как ни
странно, сегодня покажется, между мужем и женой соблюдалась сдержанность с элементами
отчужденности.
Казак к
незнакомой женщине-казачке обращался, как правило, к старшей по возрасту
«мамаша», а равной - «сестра», к младшей - «дочка» (внучка). К жене –
индивидуально каждый усвоенному с молодых лет: «Надя, Дуся, Оксана» и т.д. к
пожилым годам – нередко «мать», а то и по имени- отчеству. В качестве
приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с
рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. Казачки
кланялись мужчине на его приветствие, а между собой обнимались с поцелуем и
беседой.
При подходе к
группе стоящих и сидящих, казак снимал шапку, кланялся и справлялся о здоровье
– «Здорово, казаки!», «Здорово бывали, казаки!». Казаки отвечали – «Слава Богу».
В строю, на смотрах, парадах полковых и сотенных построениях на приветствия
казаки отвечали согласно воинского устава: «Здравия желаю, господин...!».
При исполнении
Гимна России, области войска согласно Уставу снимали головные уборы.
При встрече,
после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимались и
прикладывались щеками. Целованием приветствовали друг друга в Великий праздник
Воскресения Христова, на Пасху, причем целование допускалось только среди мужчин
и отдельно – среди женщин.
Среди казачьей
детворы, да и среди взрослых, было принято здороваться (приветствовать) даже
незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице.
Дети и младшие по
возрасту казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя «дядя»,
«тетя», «тетка», «дядька» и, если знали, называли имя. К пожилому
казаку(казачке) обращались: «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня»,
«бабушка», добавляя, если знали, имя.
При входе в хату
(курень) крестились на образа, мужчины предварительно снимали шапку, тоже
делали и при выходе.
Извинения за
допущенную оплошность произносили со словами: «Простите меня,
пожалуйста», «Прости, ради Бога», «Прости Христа ради». Благодарили за
что-либо: «Спасибо!», «Храни тебя Господь», «Спаси Христос». На благодарение
отвечали: «На здоровье», «Не за что», «Пожалуйста».
Без молитвы не
начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи – даже в полевых условиях.
Характерной
особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и услугу вообще, а
постороннему особенно (подать оброненное, помочь поднять, поднести что-либо по
пути, помочь при подъеме или выходе, уступить место для сидения, подать при
общем застолье что-либо соседу или рядом сидящему. Прежде чем самому что-либо
съесть или утолить жажду, должен был предложить рядом стоящему (сидящему).
За грех считали
отказать в просьбе просящего и в подаянии – нищему (считалось – лучше всю жизнь
давать, чем просить). К жадному человеку остерегались обращаться с просьбой, а
при проявлении жадности в момент исполнения просьбы отказывались от услуги,
памятуя, что это не послужит добру.
Предпочитали казаки за правило обходиться тем, что есть, а не тем, чем бы
хотелось, но не быть в долгу. Долг, говорили, хуже неволи, и старались немедля
освободиться от него. За долг считали и проявленную к тебе доброту,
бескорыстную помощь, уважение. За это казак должен был рассчитаться тем же.
Пьяниц, как и в
любом народе, не переносили и презирали. Умершего от перепоя (алкоголя)
хоронили на отдельном кладбище вместе с самоубийцами и вместо креста на
могилу забивали осиновый кол.
Самым
отвратительным пороком в человеке считали обман не только делом, но и словом.
Казак, не выполнивший данного им слова или забывший о нем, лишал себя доверия.
Бытовала поговорка: «Изверился человек в рубле, не поверят и в игле».
Детям до
совершеннолетия, не разрешалось быть за столом во время гуляния, приема гостей
и вообще в присутствии посторонних. И не просто запрещалось сидеть за столом,
но и находиться в комнате, где идет застолье или разговор старших.
В
старообрядческих казачьих семьях был запрет на курение и на выпивку, кроме
вина.
Казак в быту
Еще одна
характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал, как вторую кожу
тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить
чужую одежду.
Любили казаки
застолье, общение, любили и выпить, но не напиться, а попеть песни,
повеселиться, поплясать. За столом у казаков горилку не разливали, а подносили
на разносе (подносе) и, если кто уже перехватил «лишку», то его просто
обносили, а то и отправляли проспаться.
Не принято было
неволить: хочешь – пей. Не хочешь – не пей, но рюмку обязан поднять и
пригубить, поговорка говорила «подавать можно, неволить нельзя». Застольная
песнь напоминала: «Пей, но ум не пропивай».
В обиходе
казачьей жизни было много и других особенностей быта, которые были порождены
условиями их жизни. Нередко, особенно от людей, интересующихся прошлым (чаще от
женщин) можно было услышать: «Вот вы, казаки, как дикари, никогда под ручку с
женой не появлялись на улице – она идет сзади или сбоку, вы даже ребенка на
руках на улице не носили» и прочее.
Да, было когда-то
и это, но обуславливалось заботой о женщине, чтоб не нанести ей лишний раз
душевной травмы. Проводя жизнь в боях, казаки, естественно, несли потери и
нередко значительные. И представьте казака, идущего в обнимку со своей
любезной, а навстречу – другая молодая мать-казачка, потерявшая мужа – с одним
ребенком на руках, а другой держится за подол. Что творится в душе этой
казачки, когда малыш спрашивает: «Мама, а где мой батя?».
По той же причине
и с ребенком на руках казак не появлялся на людях.
Длительный период
у казаков были в обычае мужские беседы (гуляние отдельно от женщин), так и
женские без мужчин. А когда собирались вместе (свадьбы, крестины, именины), то
женщины садились по одну сторону стола, а мужчины – по другую. Это вызывалось
тем, что под воздействием хмельного казак по отношению к чужой жене мог
допустить какие-то вольности, а казаки скорые на расправу, пускали в ход
оружие.
Душа казака
Таковы были
казаки старого времени: страшные, жестокие и беспощадные в боях с врагами
их веры и гонителями христианства, простые и чуткие, как дети, в обыденной
жизни. Они мстили туркам и крымцам за бесчеловечное обращение и угнетение
христиан, за страдания плененных братьев. За вероломство, за несоблюдение
мирных договоров. «Казак поклянется душою христианской и стоит на своем,
татарин и турок поклянется душой магометанской и солжет» - говорили
казаки, стоя твердо друг за друга. «Все за одного и один за всех», за свое
древнее казачье братство. Казаки были неподкупны, предательство среди них,
среди природных казаков не было. Попав в плен, тайн своего братства не выдавали
и умирали под пытками смертью мучеников. История сохранила беспримерный подвиг
атамана Запорожской Сечи Дмитрия Вишневецкого, который во время крымских
походов попал в плен и турецкий султан приказал повесить своего злейшего врага
на крюке. И повис над пропастью закрюченный под ребро русский богатырь.
Несмотря на страшные муки, он славил Христа, проклинал Магомета. Рассказывают,
что когда он испустил дух, турки вырезали его сердце и съели, в надежде усвоить
бесстрашие Вишневецкого.
Совет стариков ККВ
Дата: Вторник, 13 Ноября 2007
Подписаться на:
Сообщения (Atom)