Традиции и обычаи казаков
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает
традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно
выветривались и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики,
родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные
казачьи законы.
Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и
гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он
весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной
стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти,
старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они
философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о
неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании
морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей.
Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их
восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не
завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи
девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и и
вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру
православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние
от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то
можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.
Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними,
соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой
необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось
всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни
появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и
культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой
старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные
казачьи домашние законы:
1. Уважительное
отношение к старшим.
2. Безмерное
почитание гостя.
3. Уважение к
женщине (матери, сестре, жене).
Казак и родители
Отношение к старикам
Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков.
Отдавая дань уважения к прожитым годам,
перенесенным невзгодам, казачьей доли, наступающей немочи и неспособности
постоять за себя – казаки при этом всегда помнили слова священного Писания:
«Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего – Я
Господь Бог ваш».
Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде
всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи и
требовать соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны
были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы
- снять шапку и поклониться).
В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать
без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться.
Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось
испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший.
Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего.
Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу.
Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не
прекословить.
Слова старшего являлись для младшего обязательными.
При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно
испрашивалось мнение старшего.
При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего)
являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.
Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему являлось внутренней
потребностью на Кубани даже в обращении редко можно услышать – «дед», «старый»
и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки».
Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в
отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых
волос младшие братья и сестры величали няней, нянькой, так как она заменяла им
занятую домашней работой мать.
Отношение к женщине
Уважительное
отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки,
честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство
мужчины.
В семейном быту
взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианского учения
(священного писания). «Не муж для жены, а жена для мужа». «Да убоится жена
мужа». При этом придерживались вековых устоев – мужчина не должен вмешиваться в
женские дела, женщина – в мужские. Обязанности были строго регламентированы
самой жизнью. Кто и что в семье должен делать – четко разделено. Считалось за
позор, если мужчина занимался женскими делами. Строго придерживались правила:
никто не имеет права вмешиваться в семейные дела.
Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и
защищать ее – ибо женщина – будущее твоего народа. Характерный пример защиты
женщины описан в повести казачьего писателя Гария Немченко.
В 1914 году,
утром по станице Отрадной проскакал казак с красным флагом, оповещая войну. К
вечеру Хоперский полк уже двигался в походной колонне к месту сбора. Вместе с
полком, естественно, ехали провожающие – старики и женщины. Одна из
женщин управляла лошадью, запряженную в бричку, и проехала одной стороной колес
по помещичьему полю. Один из офицеров, известный на весь полк по фамилии
Эрдели, подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью. Из колонны выехал
казак и срубил его.
Такие были
казаки, так свято чтили свои обычаи.
Обычай не
допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения
вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял
прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман.
В казачьем обществе
женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами
мужчины не было необходимости. Практически в прошлом ведение домашнего
хозяйства лежало на матери-казачке. Казак большую часть жизни проводил на
службе, в боях, походах, на кордоне и пребывание его в семье, станице было
кратковременным. Однако, главенствующая роль как в семье, так и в
казачьем обществе принадлежало мужчине, на котором лежала главная обязанность
материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка
казачьего быта.
Слово хозяина
семьи было непререкаемо для всех его членов и примером в этом являлась жена
казака – мать его детей.
Заботу о
воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все
взрослое население хутора, станицы. За непристойное поведение подростка
взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши», а
то и «угостить» легкой оплеухой, сообщить о случившемся родителям,
которые незамедлительно «добавят».
Родители удерживались
от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак
почитания его родителей, было только по имени и отчеству, как отец и мать мужа
(свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа
являлись Богоданными родителями.
Женщина-казачка к
незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков
считалось оскорбительным.
Женщина-казачка
считала для себя за великий грех и позор появиться на людях (обществе) с
непокрытой головой, носить мужской тип одежды и стричь волосы. На людях, как ни
странно, сегодня покажется, между мужем и женой соблюдалась сдержанность с элементами
отчужденности.
Казак к
незнакомой женщине-казачке обращался, как правило, к старшей по возрасту
«мамаша», а равной - «сестра», к младшей - «дочка» (внучка). К жене –
индивидуально каждый усвоенному с молодых лет: «Надя, Дуся, Оксана» и т.д. к
пожилым годам – нередко «мать», а то и по имени- отчеству. В качестве
приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с
рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. Казачки
кланялись мужчине на его приветствие, а между собой обнимались с поцелуем и
беседой.
При подходе к
группе стоящих и сидящих, казак снимал шапку, кланялся и справлялся о здоровье
– «Здорово, казаки!», «Здорово бывали, казаки!». Казаки отвечали – «Слава Богу».
В строю, на смотрах, парадах полковых и сотенных построениях на приветствия
казаки отвечали согласно воинского устава: «Здравия желаю, господин...!».
При исполнении
Гимна России, области войска согласно Уставу снимали головные уборы.
При встрече,
после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимались и
прикладывались щеками. Целованием приветствовали друг друга в Великий праздник
Воскресения Христова, на Пасху, причем целование допускалось только среди мужчин
и отдельно – среди женщин.
Среди казачьей
детворы, да и среди взрослых, было принято здороваться (приветствовать) даже
незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице.
Дети и младшие по
возрасту казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя «дядя»,
«тетя», «тетка», «дядька» и, если знали, называли имя. К пожилому
казаку(казачке) обращались: «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня»,
«бабушка», добавляя, если знали, имя.
При входе в хату
(курень) крестились на образа, мужчины предварительно снимали шапку, тоже
делали и при выходе.
Извинения за
допущенную оплошность произносили со словами: «Простите меня,
пожалуйста», «Прости, ради Бога», «Прости Христа ради». Благодарили за
что-либо: «Спасибо!», «Храни тебя Господь», «Спаси Христос». На благодарение
отвечали: «На здоровье», «Не за что», «Пожалуйста».
Без молитвы не
начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи – даже в полевых условиях.
Характерной
особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и услугу вообще, а
постороннему особенно (подать оброненное, помочь поднять, поднести что-либо по
пути, помочь при подъеме или выходе, уступить место для сидения, подать при
общем застолье что-либо соседу или рядом сидящему. Прежде чем самому что-либо
съесть или утолить жажду, должен был предложить рядом стоящему (сидящему).
За грех считали
отказать в просьбе просящего и в подаянии – нищему (считалось – лучше всю жизнь
давать, чем просить). К жадному человеку остерегались обращаться с просьбой, а
при проявлении жадности в момент исполнения просьбы отказывались от услуги,
памятуя, что это не послужит добру.
Предпочитали казаки за правило обходиться тем, что есть, а не тем, чем бы
хотелось, но не быть в долгу. Долг, говорили, хуже неволи, и старались немедля
освободиться от него. За долг считали и проявленную к тебе доброту,
бескорыстную помощь, уважение. За это казак должен был рассчитаться тем же.
Пьяниц, как и в
любом народе, не переносили и презирали. Умершего от перепоя (алкоголя)
хоронили на отдельном кладбище вместе с самоубийцами и вместо креста на
могилу забивали осиновый кол.
Самым
отвратительным пороком в человеке считали обман не только делом, но и словом.
Казак, не выполнивший данного им слова или забывший о нем, лишал себя доверия.
Бытовала поговорка: «Изверился человек в рубле, не поверят и в игле».
Детям до
совершеннолетия, не разрешалось быть за столом во время гуляния, приема гостей
и вообще в присутствии посторонних. И не просто запрещалось сидеть за столом,
но и находиться в комнате, где идет застолье или разговор старших.
В
старообрядческих казачьих семьях был запрет на курение и на выпивку, кроме
вина.
Казак в быту
Еще одна
характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал, как вторую кожу
тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить
чужую одежду.
Любили казаки
застолье, общение, любили и выпить, но не напиться, а попеть песни,
повеселиться, поплясать. За столом у казаков горилку не разливали, а подносили
на разносе (подносе) и, если кто уже перехватил «лишку», то его просто
обносили, а то и отправляли проспаться.
Не принято было
неволить: хочешь – пей. Не хочешь – не пей, но рюмку обязан поднять и
пригубить, поговорка говорила «подавать можно, неволить нельзя». Застольная
песнь напоминала: «Пей, но ум не пропивай».
В обиходе
казачьей жизни было много и других особенностей быта, которые были порождены
условиями их жизни. Нередко, особенно от людей, интересующихся прошлым (чаще от
женщин) можно было услышать: «Вот вы, казаки, как дикари, никогда под ручку с
женой не появлялись на улице – она идет сзади или сбоку, вы даже ребенка на
руках на улице не носили» и прочее.
Да, было когда-то
и это, но обуславливалось заботой о женщине, чтоб не нанести ей лишний раз
душевной травмы. Проводя жизнь в боях, казаки, естественно, несли потери и
нередко значительные. И представьте казака, идущего в обнимку со своей
любезной, а навстречу – другая молодая мать-казачка, потерявшая мужа – с одним
ребенком на руках, а другой держится за подол. Что творится в душе этой
казачки, когда малыш спрашивает: «Мама, а где мой батя?».
По той же причине
и с ребенком на руках казак не появлялся на людях.
Длительный период
у казаков были в обычае мужские беседы (гуляние отдельно от женщин), так и
женские без мужчин. А когда собирались вместе (свадьбы, крестины, именины), то
женщины садились по одну сторону стола, а мужчины – по другую. Это вызывалось
тем, что под воздействием хмельного казак по отношению к чужой жене мог
допустить какие-то вольности, а казаки скорые на расправу, пускали в ход
оружие.
Душа казака
Таковы были
казаки старого времени: страшные, жестокие и беспощадные в боях с врагами
их веры и гонителями христианства, простые и чуткие, как дети, в обыденной
жизни. Они мстили туркам и крымцам за бесчеловечное обращение и угнетение
христиан, за страдания плененных братьев. За вероломство, за несоблюдение
мирных договоров. «Казак поклянется душою христианской и стоит на своем,
татарин и турок поклянется душой магометанской и солжет» - говорили
казаки, стоя твердо друг за друга. «Все за одного и один за всех», за свое
древнее казачье братство. Казаки были неподкупны, предательство среди них,
среди природных казаков не было. Попав в плен, тайн своего братства не выдавали
и умирали под пытками смертью мучеников. История сохранила беспримерный подвиг
атамана Запорожской Сечи Дмитрия Вишневецкого, который во время крымских
походов попал в плен и турецкий султан приказал повесить своего злейшего врага
на крюке. И повис над пропастью закрюченный под ребро русский богатырь.
Несмотря на страшные муки, он славил Христа, проклинал Магомета. Рассказывают,
что когда он испустил дух, турки вырезали его сердце и съели, в надежде усвоить
бесстрашие Вишневецкого.
Совет стариков ККВ
Дата: Вторник, 13 Ноября 2007
Комментариев нет:
Отправить комментарий