суббота, 1 октября 2016 г.

Традиции и обычаи казаков

Традиции и обычаи казаков

 
         Казак не может считать себя казаком, если не знает и не  соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы.
         Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру  православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.
         Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные казачьи домашние законы:
1.     Уважительное отношение к старшим.
2.     Безмерное почитание гостя.
3.     Уважение к женщине (матери, сестре, жене).
Казак и родители
 
 Отношение к старикам

         Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. Отдавая      дань уважения  к прожитым годам, перенесенным невзгодам, казачьей доли, наступающей немочи и неспособности постоять за себя – казаки при этом всегда помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего – Я Господь Бог ваш».
         Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовать соблюдения некоторого этикета (при  появлении старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы  - снять шапку и поклониться).
         В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться.
         Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший.
         Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего.
         Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу.
         Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить.
         Слова старшего являлись для младшего обязательными.
         При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего.
         При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.
         Вообще у казаков и особенно у кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью на Кубани даже в обращении редко можно услышать – «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки».
         Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сестры величали няней, нянькой, так как она заменяла им занятую домашней работой мать.
        
Отношение к женщине
 
         Уважительное отношение к женщине – матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.
         В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианского учения (священного писания). «Не муж для жены, а жена для мужа». «Да убоится жена мужа». При этом придерживались вековых устоев – мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина – в мужские. Обязанности были строго регламентированы самой жизнью. Кто и что в семье должен делать – четко разделено. Считалось за позор, если мужчина занимался женскими делами. Строго придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в семейные дела.
Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее – ибо женщина – будущее твоего народа. Характерный пример защиты женщины описан в повести казачьего писателя Гария Немченко.
         В 1914 году, утром по станице Отрадной проскакал казак с красным флагом, оповещая войну. К вечеру Хоперский полк уже двигался в походной колонне к месту сбора. Вместе с полком, естественно, ехали провожающие – старики и женщины.  Одна из женщин управляла лошадью, запряженную в бричку, и проехала одной стороной колес по помещичьему полю. Один из офицеров, известный на  весь полк по фамилии Эрдели, подъехал  к женщине и хлестнул ее за это плетью. Из колонны выехал казак и срубил его.
         Такие были казаки, так свято чтили свои обычаи.
         Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман.
         В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости. Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери-казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне и пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако, главенствующая роль как в семье, так и  в казачьем обществе принадлежало мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в  семье строгого порядка казачьего быта.
         Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов и примером в этом являлась жена казака – мать его детей.
         Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора, станицы. За непристойное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто  «надрать уши», а то и «угостить» легкой  оплеухой, сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят».
         Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству, как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями.
         Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным.
         Женщина-казачка считала для себя за великий грех и позор появиться на людях (обществе) с непокрытой головой, носить мужской тип одежды и стричь волосы. На людях, как ни странно, сегодня покажется, между мужем и женой соблюдалась сдержанность с элементами отчужденности.
         Казак к незнакомой женщине-казачке обращался, как правило, к старшей по возрасту «мамаша», а равной - «сестра», к младшей - «дочка» (внучка). К жене – индивидуально каждый усвоенному с молодых лет: «Надя, Дуся, Оксана» и т.д. к пожилым годам – нередко «мать», а то и по имени- отчеству. В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. Казачки кланялись мужчине на его приветствие, а между собой обнимались с поцелуем и беседой.
         При подходе к группе стоящих и сидящих, казак снимал шапку, кланялся и справлялся о здоровье – «Здорово, казаки!», «Здорово бывали, казаки!». Казаки отвечали – «Слава Богу». В строю, на смотрах, парадах полковых и сотенных построениях на приветствия казаки отвечали согласно воинского устава: «Здравия желаю, господин...!».
         При исполнении Гимна России, области войска согласно Уставу снимали головные уборы.
         При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимались и прикладывались щеками. Целованием приветствовали друг друга в Великий праздник Воскресения Христова, на Пасху, причем целование допускалось только среди мужчин и отдельно – среди женщин.
         Среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято здороваться (приветствовать) даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице.
         Дети и младшие по возрасту казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя «дядя», «тетя», «тетка», «дядька» и, если знали, называли имя. К пожилому казаку(казачке) обращались: «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня», «бабушка», добавляя, если знали, имя.
         При входе в хату (курень) крестились на образа, мужчины предварительно снимали шапку, тоже делали и при выходе.
         Извинения за допущенную оплошность произносили со словами: «Простите меня, пожалуйста»,  «Прости, ради Бога», «Прости Христа ради». Благодарили за что-либо: «Спасибо!», «Храни тебя Господь», «Спаси Христос». На благодарение отвечали: «На здоровье», «Не за что», «Пожалуйста».
         Без молитвы не начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи – даже в полевых условиях.
         Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и услугу вообще, а постороннему особенно (подать оброненное, помочь поднять, поднести что-либо по пути, помочь при подъеме или выходе, уступить место для сидения, подать при общем застолье что-либо соседу или рядом сидящему. Прежде чем самому что-либо съесть или утолить жажду, должен был предложить рядом стоящему (сидящему).
         За грех считали отказать в просьбе просящего и в подаянии – нищему (считалось – лучше всю жизнь давать, чем просить). К жадному человеку остерегались обращаться с просьбой, а при проявлении жадности в момент исполнения просьбы отказывались от услуги, памятуя, что это не послужит добру.
            Предпочитали казаки за правило обходиться тем, что есть, а не тем, чем бы хотелось, но не быть в долгу. Долг, говорили, хуже неволи, и старались немедля освободиться от него. За долг считали и проявленную к тебе доброту, бескорыстную помощь, уважение. За это казак должен был рассчитаться тем же.
         Пьяниц, как и в любом народе, не переносили и презирали. Умершего от перепоя (алкоголя) хоронили на отдельном кладбище вместе с  самоубийцами и вместо креста на могилу забивали осиновый кол.
         Самым отвратительным пороком в человеке считали обман не только делом, но и словом. Казак, не выполнивший данного им слова или забывший о нем, лишал себя доверия. Бытовала поговорка: «Изверился человек в рубле, не поверят и в игле».
         Детям до совершеннолетия, не разрешалось быть за столом во время гуляния, приема гостей и вообще в присутствии посторонних. И не просто запрещалось сидеть за столом, но и находиться в комнате, где идет застолье или разговор старших.
         В старообрядческих казачьих семьях был запрет на курение и на выпивку, кроме вина.

Казак в быту
 
         Еще одна характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.
         Любили казаки застолье, общение, любили и выпить, но не напиться, а попеть песни, повеселиться, поплясать. За столом у казаков горилку не разливали, а подносили на разносе (подносе) и, если кто уже перехватил «лишку», то его просто обносили, а то и отправляли проспаться.
         Не принято было неволить: хочешь – пей. Не хочешь – не пей, но рюмку обязан поднять и пригубить, поговорка говорила «подавать можно, неволить нельзя». Застольная песнь напоминала: «Пей, но ум не пропивай».
         В обиходе казачьей жизни было много и других особенностей быта, которые были порождены условиями их жизни. Нередко, особенно от людей, интересующихся прошлым (чаще от женщин) можно было услышать: «Вот вы, казаки, как дикари, никогда под ручку с женой не появлялись на улице – она идет сзади или сбоку, вы даже ребенка на руках на улице не носили» и прочее.
         Да, было когда-то и это, но обуславливалось заботой о женщине, чтоб не нанести ей лишний раз душевной травмы. Проводя жизнь в боях, казаки, естественно, несли потери и нередко значительные. И представьте казака, идущего в обнимку со своей любезной, а навстречу – другая молодая мать-казачка, потерявшая мужа – с одним ребенком на руках, а другой держится за подол. Что творится в душе этой казачки, когда малыш спрашивает: «Мама, а где мой батя?».
         По той же причине и с ребенком на руках казак не появлялся на людях.
         Длительный период у казаков были в обычае мужские беседы (гуляние отдельно от женщин), так и женские без мужчин. А когда собирались вместе (свадьбы, крестины, именины), то женщины садились по одну сторону стола, а мужчины – по другую. Это вызывалось тем, что под воздействием хмельного казак по отношению к чужой жене мог допустить какие-то вольности, а казаки скорые на расправу, пускали в ход оружие.

Душа казака
 

         Таковы были казаки старого времени: страшные, жестокие и беспощадные в боях с врагами  их веры и гонителями христианства, простые и чуткие, как дети, в обыденной жизни. Они мстили туркам и крымцам за бесчеловечное обращение и угнетение христиан, за страдания плененных братьев. За вероломство, за несоблюдение  мирных договоров. «Казак поклянется душою христианской и стоит на своем, татарин и турок поклянется душой магометанской  и солжет» - говорили казаки, стоя твердо друг за друга. «Все за одного и один за всех», за свое древнее казачье братство. Казаки были неподкупны, предательство среди них, среди природных казаков не было. Попав в плен, тайн своего братства не выдавали и умирали под пытками смертью мучеников. История сохранила беспримерный подвиг атамана Запорожской Сечи Дмитрия Вишневецкого, который  во время крымских походов попал в плен и турецкий султан приказал повесить своего злейшего врага на крюке. И повис над пропастью закрюченный под ребро русский богатырь. Несмотря на страшные муки, он славил Христа, проклинал Магомета. Рассказывают, что когда он испустил дух, турки вырезали его сердце и съели, в надежде усвоить бесстрашие Вишневецкого.

Совет стариков ККВ
Дата: Вторник, 13 Ноября 2007


пятница, 23 сентября 2016 г.

ЛУЧШИЙ КАЗАЧИЙ КАДЕТ

Только вперед!


Этим летом в МБОУ НОШ №7 г. Амурска и в АСКО (Амурском станичном казачьем обществе) «СтаницаОрловская» отметили знаменательное событие - воспитанник казачьих кадетских классов, командир 4 взвода, Прокопичев Артем, единственный из ребят Амурска и Амурского района, поступил во Владивостокское кадетское президентское училище. 


Справка: В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 29 октября 2013 года №1980-р в Дальневосточном федеральном округе создано Владивостокское президентское кадетское училище. Учебное заведение размещено на одной территории с Тихоокеанским высшим военно-морским училищем имени С.О.Макарова (ранее это был филиал Военно-морской академии). Штатная численность обучающихся — 560 воспитанников. Учебный корпус училища оснащен самым современным оборудованием. Комплектация кабинетов физики, химии, биологии, лингафонных кабинетов для изучения иностранных языков обеспечивает возможность проведения практических и лабораторных занятий углубленного уровня. Все учебные классы оборудованы интерактивными досками. Рабочее место каждого ученика оснащено компьютером. Высокий технологический уровень проведения учебно-воспитательного процесса обеспечивается посредством автоматизированной системы контроля качества образования «LMS Школа». Свободный доступ в Интернет, электронные дневник, классный журнал, обмен информацией в системе между воспитанником и родителями, родителями и преподавателями – неотъемлемые части образовательного процесса. Родители, зайдя на сайт училища, могут ежедневно знакомиться с успеваемостью своего сына, расписанием дополнительных образовательных программ, условиями их жизни. Воспитанники проживают по 2 человека в комнате в комфортных общежитиях со всеми удобствами, на полном государственном обеспечении.

Родители Артема, поначалу были настроены против поступления – не хотелось отпускать сына в незнакомый город,  отрывать его от семьи. Но коллектив школы  совместно с казаками  АСКО «Станица Орловская» привели убедительные доводы и родители, в конце концов, дали согласие.
Помимо того, что сами вступительные экзамены были очень сложными, трудностей добавляли: большое количество претендентов – 5 человек на учебное место и то, что преимуществом при поступлении в училище пользовались дети военнослужащих, работников полиции и прокуратуры. Но, несмотря на отсутствие у Артема привилегий, он выдержал все испытания! Молодец! Теперь его родители могут быть спокойны – их сыну обеспечено блестящее будущее.
С.А.Супонин, родовой казак, наставник кадет: Как только АСКО «Станица Орловская» начала проводить в 7-ой школе специальную подготовку по казачьему профилю я сразу же выделил Артема из среды не только рядовых кадет, но и командиров взводов. Отличник учебы, и специальных кадетских дисциплин. Спокоен, выдержан, не по годам серьезен, он очень ответственно относился к своим должностным обязанностям командира взвода. Лауреат конкурсов «Лучший кадет – 2015» и «Лучший кадет – 2016». Победитель казачьей олимпиады « Казаком быть – Родине служить». Активный спортсмен. Награжден нагрудным знаком  «Казак России» - высшей общественной наградой детско - юношеского объединения казачьих кадет «В.И.Т.А.», членом которого он является. Все мы верим – Артем окончит училище и станет настоящим Офицером. Офицером с большой буквы! Удачи тебе Артем!!!
Неоценимый вклад в подготовку  Прокопичева Артема оказали преподаватели МБОУ НОШ № 7: его классный руководитель Аббасова Мария Ивановна, учитель английского языка Александров Сергей Викторович, Сергунина Алевтина Александровна, тренер по греко-римской борьбе Константин Филаретович  Бакшеев. Благодаря их кропотливой работе Артем успешно освоил учебные дисциплины и сдал экзамены теоретического курса. Приказом атамана АСКО « Станица Орловская» имя Артема занесено в Книгу Почета станицы, а  преподаватели представлены к общественным наградам.
Сам Артем говорит следующее: «Экзамены были очень сложными, но я ведь казачий кадет! Наш наставник, Сергей Александрович постоянно рассказывал о казаках, ставил их в пример. Действительно – если бы не казачество, наша страна не занимала бы такую огромную территорию, как сейчас! Казаки завоевали и освоили ее для будущих поколений, для нас с вами. Именно эта казачья особенность – идти вперед и только вперед, помогла мне сейчас, и я уверен, пригодиться в будущем!»
В настоящее время, по результатам испытаний Артем назначен на должность заместителя командира взвода! Этот маленький казак не словами, а делом дает пример всем нам взрослым – нельзя останавливаться на достигнутом. Только вперед!

С.А.Супонин, начальник Отдела по работе с казачьими кадетами АСКО «Станица Орловская».

День Победы

2 сентября 2016 года на обелиске Славы г.Амурска прошел торжественный митинг, посвященный 71-ой годовщине окончания Второй мировой войны. В митинге принимали участие казаки Амурского станичного казачьего общества «Станица Орловская» и лучшие кадеты детско-юношеского объединения казачьих кадет «В.И.Т.А.», проходящих обучение в МБОУ НОШ № 7.


1 сентября 2016 года

1 сентября в МБОУ НОШ № 7 прошла торжественная линейка, посвященная Дню знаний.  После этого на построении казачьих кадетских классов казаки Амурского станичного казачьего общества «Станица Орловская» поздравили казачат с началом нового учебного года.
 

вторник, 6 сентября 2016 г.

Обращение Атамана

ОБРАЩЕНИЕ
АТАМАНА
АМУРСКОГО СТАНИЧНОГО КАЗАЧЬЕГО ОБЩЕСТВА
«СТАНИЦА ОРЛОВСКАЯ».

Братья казаки!!!

Поздравляю всех нас с замечательным событием – регистрацией Амурского станичного казачьего общества (сокращенно АСКО) «Станица Орловская» в Министерстве Юстиции Российской Федерации. Возможно, для кого-то это событие покажется незначительным, но  официальное внесение нашей станицы в единый государственный реестр юридических лиц открывает для нас огромные перспективы духовного и экономического развития казачьего движения в Амурском районе. И это не громкие пафосные слова. Именно теперь Амурское станичное казачье общество «Станица Орловская» является первичной организацией казаков Амурского района, желающих принять на себя обязательства по несению государственной службы, то есть подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации. Хорошо это или плохо? У каждого на этот счет собственное мнение. Но на сегодняшний день заботиться о своих переживаниях – это непозволительная роскошь.  Начавшее было возрождаться в 90-е годы казачество, утонуло в междоусобных распрях – его подточила гордыня, жадность и глупость казаков, которым государство давало возможность (в том числе и экономическую) развивать казачье движение у нас в Амурске. Увы! Казаки не смогли преодолеть собственные амбиции, не смогли пожертвовать своими личностными интересами в угоду общего дела возрождения казачества. И задумайтесь на минутку - эта стагнация длится более 25 лет! Вроде бы и есть казаки в Амурске, но их не видно и не слышно. Какая-то неуверенная попытка игры «в солдатики».
Сейчас государство вновь дает нам уникальный шанс возродить настоящее казачество на условиях вступления в государственный реестр казачьих войск. И мы согласились принять эти условия, потому что не хотим быть «ряжеными клоунами», которых приглашают лишь на свадьбы. Мы не хотим, чтобы нас называли «теми самыми казачками». Мы не хотим обвешиваться килограммами бутафорских «медалек» и в таком виде стоять рядом с ветеранами войны и боевых действий в горячих точках, у которых вместо наград лишь уважение сослуживцев да нашивки за ранение. Мы хотим жить так, как завещали нам наши предки – по казачьим традициям и по православным обычаям воспитывать наших детей, не волноваться за их жизни и за их будущее. Мы хотим внести свою посильную лепту в укрепление Державы Российской и Православной Церкви, как и подобает казакам – воинам Христовым!
Теплыми словами хочется вспомнить казаков, стоявших у истоков нашей организации. Это, прежде всего, инициатор создания независимой станицы - Щитов Валерий Анатольевич, а так же ветераны казачьего движения в Амурском районе - Глазов Дмитрий Викторович и Булдыгеров Владимир Алексеевич. Особую благодарность выражаю Супонину Сергею Александровичу и Вшивкову Анатолию Юрьевичу, которые приняли активнейшее участие в процедуре официальной регистрации нашей станицы.
Казак – мужской символ, понятный и нечужой для всей страны. Повышенное внимание взрослых казаков к воспитанию сыновей традиционно. Воспитание мальчиков-воинов, их обучение – это общепонятный для России обычай, это мужское поведение, уважаемое не только в станицах и хуторах, но и в городах. И у нас в этом направлении есть большие успехи. Детско-юношеское объединение казачьих кадет «В.И.Т.А.», входящее в состав АСКО «Станица Орловская», на сегодняшний день насчитывает 140 человек. Результат деятельности нашего преподавательского состава весьма значителен - летом этого года командир 4 взвода казачьих кадет Прокопичев Артем поступил во Владивостокское президентское кадетское училище, выдержав сложнейшие испытания. Регулярно обновляется интернет-блог «Казаки в Амурске»,  в котором отображается вся деятельность АСКО «Станица Орловская».
Проделав эту работу, мы не собираемся останавливаться на достигнутом. Впереди нам предстоит еще долгий путь в достижении нашей наивысшей цели – создания автономного казачьего поселения со своей инфраструктурой. Только такой подход к нашей деятельности и к нашим чаяниям, позволит казачеству по настоящему возродиться как особому этносу в нашем Дальневосточном регионе. И я надеюсь, что все у нас получится на выбранном нами нелегком пути, потому что С НАМИ БОГ!!! Храни нас Христос!!!


Сентябрь 2016


Атаман                  А.А. Сорокин


понедельник, 5 сентября 2016 г.

у матушки Матроны

12 августа 2016г. в г.Амурск прибыли мощи святой блаженной Матроны Московской. Казаки Амурского станичного казачьего общества "Станица Орловская" участвовали в охране общественного порядка во время богослужения в приходе преподобного Серафима Саровского, а также приложились к мощам святой Матронушки - одной из самых почитаемых святых России.